"Лидера отличает четкое и ясное осознание целей своей деятельности. Наш тренинг посвящен отработке лидерских качеств, поэтому начнем с простого и трудного вопроса: "Зачем я сюда пришел?" Каждый из вас должен четко и кратко ответить на этот вопрос перед всей группой. Приложите максимум усилий, чтобы самостоятельно сформулировать те цели, ради которых вы решили потратить достаточно много времени и собственных сил.
Вам дается 3 минуты на подготовку ответа на этот простой и одновременно сложный вопрос.
Группа будет оценивать ваш ответ - система оценки от 1 до 5 баллов. Тот, кто не сможет получить положительный балл, может остаться на занятии только в качестве кандидата в члены группы".
Рекомендации ведущему. Группа располагается большим кругом, таким образом, чтобы все участники могли хорошо видеть друг друга. Начинается сама работа: первый участник отвечает на вопрос "Зачем я сюда пришел?", и группа ставит ему оценку в баллах, определяя ее простым большинством голосов. Затем слово берет второй участник, который также отвечает только на этот вопрос, потом третий и т. д. Все, получившие от 1 до 5 баллов, сразу записывают свои результат в ведомость учета результатов работы.
После этого и практически всех других упражнений и заданий вы организуете работу в режиме рефлексии, т. е. осмысление того, что произошло, позиций и действий каждого участника. Сначала вы сами задаете всей группе наводящие вопросы: "Что произошло во время упражнения? Что помешало тебе ответить на этот вопрос? В чем причина? Тебе не хватает .слов, смелости, смущает присутствие кого-то из группы, слишком пристальное внимание со стороны группы? Что еще? Если у тебя все получилось, хорошо! Но что тебе помогло сделать первый шаг? Смог бы ты еще раз убедить группу? А в другой ситуации ты мог бы поступить так же? Какие аргументы ты еще можешь привести? Подумай".
Главная ваша задача - настроить группу на постоянную работу по осмыслению происходящего на занятиях, на анализ ситуации, действий членов группы и своих собственных. "Почему? Как можно сделать более эффективно? Что мешает продуктивной работе?" - эти и подобные вопросы должны стать неизменным спутником тренинговых процессов.
Психологический комментарий. Одной из отличительных особенностей лидера является умение четко и конкретно формулировать цель в зависимости от ситуации и с учетом перспективы.Упражнение, которое является постоянным для всего тренинга, решает именно эту зада-чу - научить членов группы самостоятельно четко и конкретно формулировать свои цели на период тренинга. В ходе групповой рефлексии нужно давать высказаться всем желающим участникам. Заставлять говорить нельзя, не следует и торопить. Каждый должен созреть до потребности высказываться по поводу происходящего. Эта психологическая готовность - основа эффективной работы группы и отдельных участников.
"Продолжим представление себя и дальнейшее знакомство с группой. Сейчас за 10 минут вы должны ответить на единственный вопрос "Кто я?", используя для этого 20 слов или предложений. Не ищите верных ответов на этот вопрос. Пишите первое, что приходит вам в голову, когда вы думаете о себе.
Лучше, если вы это будете делать в одиночестве. Постарайтесь сосредоточиться на понимании самого себя, на своих особенностях, ярких проявлениях, индивидуальных характеристиках. Постоянно помните об основной теме тренинга.
Затем мы обсудим ваши ответы, чтобы еще глубже понять друг друга".
Рекомендации ведущему. На первом этапе целесообразна индивидуальная работа, а в дальнейшем - в составе всей тренинговой группы, перед которой выступает каждый участник по очереди.
При подведении итогов этого упражнения следует руководствоваться следующими правилами. Все ответы классифицируются на три группы в зависимости от объяснения причин:
Например, если участник ответил на данный вопрос "Я умный", то вполне возможны следующие варианты объяснения:
"Я" - это зависит в основном от меня, так как я все время прилежно учился в школе, ходил на занятия кружка любителей географии и прочее, много читал и т. д.;
"Д" - то, что я стал умным, заслуга в основном моих родителей, которые заставляли меня учиться, покупали интересные книги, водили в театр, брали с собой в интересные поездки и т. д.;
"П" - это судьба преподнесла мне такой подарок (хорошая школа, талантливый учитель, умные друзья и т. д.).
Чем больше ответов участника относится к группе "Я", тем выше балл, который он полу- чает (от О до 10 баллов).
Психологический комментарий. Данное упражнение предназначено для дальнейшего самораскрытия и представления членов группы друг другу. Чем больше ответов можно отнести к первой группе - "Я", тем выше уровень лидерских притязаний данного участника.
"Лидер - это независимый человек, но он не может игнорировать мнение о себе окружающих людей. Тем более если он хочет оставаться признанным лидером среди людей. Их мнение необходимо знать для успеха его дела. Давайте попробуем провести предварительные выборы, например, лидера нашей группы. Для этого заготовьте бюллетени.
Тренинговое имя | Результат голосования | Подпись опрашиваемого члена группы |
1. | ||
2. | ||
3. |
Каждый из вас должен подойти к возможно большему числу членов группы и задать один и тот же вопрос: "Ты проголосуешь за меня во время выборов лидера нашей группы?" Тот, к кому обратились, может и не отвечать, ему ведь самому нужно собрать как можно больше подписей для себя. Но если он решается ответить на этот вопрос, то нужно давать ответ "да", "нет" или "пока не знаю".
Вы принимаете решение, исходя из своих представлений об этом человеке. Решение сразу записывается в бюллетень того участника, который к вам подходил с данным вопро- сом. Не забудьте вместе с ответом получить и подпись опрашиваемого члена группы. Если не будет подписи, то данный ответ не будет засчитан.
На всю процедуру выборов отводится максимум 5-7 минут. Затем мы подведем итоги, суммируя полученные ответы. Каждый ответ "да" дает вам 1 балл".
Рекомендации ведущему.Для более организованного проведения предварительных выборов лидера группы заготовьте необходимое количество бланков избирательных бюллетеней.
После подведения итогов попросите участников встать по убывающему рангу, т. е. встать в одну линию, начиная с того, кто получил максимальное количество голосов (ответов "да"), и заканчивая тем участником, у которого самая маленькая сумма голосов. Напомина- ем, что последний и предпоследний члены группы в ранге штрафуются. Все участники фиксируют полученные баллы в своей, ведомости.
В ходе ранжирования может возникнуть ситуация, когда несколько человек имеют одинаковое количество ответов "да". Они могут встать друг за другом или, что более пред- почтительно, в общий ранг. Если кто-либо из членов группы подходит со своим бюллетенем к вам, вы также вправе высказать свое мнение.
Психологический комментарий. Процедура выборов помогает участникам преодолеть внутренние барьеры/скованность, страх перед партнером. Кроме того, это своеобразная практика предвыборной борьбы за голоса своих будущих избирателей. И, разумеется, это своеобразный диагноз отношения группы к лидерскому потенциалу каждого участника.
После ранжирования важно обсудить его результаты и причины, по которым каждый участник оказался на данном месте.
Умение анализировать свои действия должно быть присуще лидеру. Сейчас вы проанализируете собственные качества. Возьмите чистый лист бумаги и в течение 5 минут индивидуально дайте не менее 5 ответов на каждый из предложенных вопросов;
На втором этапе вы объединитесь в малые группы по 4-5 человек и обсудите свои ответы на оба вопроса. При необходимости каждый из вас может комментировать свои ответы. Время на эту работу в малых группах - 10-15 минут.
Затем каждый участник самостоятельно оценивает свою работу по 5-балльной шкале, сравнивая глубину и искренность своих ответов с ответами других членов малой группы. Этот балл записывается в ведомости. На третьем этапе мы снова соберемся в большой круг и обсудим первых два этапа этого упражнения в режиме рефлексии".
Рекомендации ведущему. Вы должны приготовить для участников чистую бумагу (лучше блокноты) и ручки (если они понадобятся). Обратите внимание на необходимость индивидуальной работы над вопросами на первом этапе. На это время целесообразно включить тихую музыку, которая хорошо настраивает на размышления о себе самом.
Психологический комментарий. Это упражнение настраивает на содержательное обсуждение проблем лидерства, его проявления к личности каждого участника. Вполне допустимо привести в качестве примера несколько биографических данных реальных и хорошо известных политических лидеров. Это поможет разогреть группу, настроить ее членов на продуктивную работу.
Необходимое время: около 40 минут; если участников много, то дольше.
Цель: развить лидерские способности.
Размер группы: фактически любой, начиная от 5 участников.
Условия: классная комната.
Анализ: Когда все команды закончат выступать, устройте неформальный устный "экзамен". Действуйте быстро. Попросите каждую команду в порядке, соответствующем очередности их выступлений, выйти и встать перед аудиторией. Кратко повторите имена "учителей" (если только участники не знают друг друга достаточно хорошо), после чего спросите у группы, что ей запомнилось из темы каждого урока. Вознаградите каждую команду аплодисментами. В конце попросите всех проголосовать и выбрать команду, которая преподавала лучше всех. Вы, вероятно, увидите, что группа очень четко выделяет темы и учителей, которые оказались наиболее популярными и легко запоминающимися.
Необходимое время: около часа
Цель: это упражнение на построение команды, в котором делается попытка показать конфликт, возникший из-за коммуникационных барьеров между участниками. Такие барьеры возникают в связи с тем, что люди, расценивая свое восприятие мира как единственно верное, зачастую отказываются принимать иные точки зрения. В "Адских башнях" эта концепция взята на вооружение и используется для побуждения игроков задуматься о факторах, как способствующих, так и препятствующих построению единой команды.
Размер группыинструкции, представленные ниже, рассчитаны на группу хотя бы из 12 человек (то есть две команды по 6 человек в каждой). Если по каким-то причинам вы захотите иметь команды большей или меньшей численности, вы можете изменить количество карточек с инструкциями. При наличии достаточного места играть может любое количество человек
Условия:классная комната, комната для семинаров или конференц-зал - при минимальном количестве мебели. У игроков должна быть возможность собираться в команды и возводить свои "строения".
Ниже предложены инструкции для карточек, но вы можете свободно заменить их своими собственными. Главным условием является их противоречивость:
Анализ: за игрой в "Адские башни" интересно наблюдать со стороны (если сможете, запишите ее на видео), так как отдельные игроки неизбежно придут к замешательству, неразберихе и разочарованию, едва лишь поймут, что все их попытки следовать инструкциям приводят исключительно к противодействию со стороны членов их команд. Их постигнет разочарование, как только они поймут, что вся совместная работа над общей задачей сводится к выявлению того факта, что на деле ничего подобного не происходит. Например, какой-нибудь игрок пытается положить синий "кирпичик" только для того, чтобы другой игрок убрал его с явным негодованием. Третий постарается удержать других от каких бы то ни было действий вообще, и т. д.
Завершение: по окончании действия полезно обсудить ситуации - они повторяются всякий раз, когда используют эту игру,
Необходимое время: около 40 минут.
Цель
в соответствии с замыслом игры участники должны исполнять роли "узников" и "роботов" (то есть тех, кто ведет себя подобно механизмам). На каждую "камеру" с 3-7 "узниками" положено по одному "роботу". Таким образом, из 12 участников можно сформировать 3 "камеры" по 3 "узника" в каждой и к ним 3 "роботов". Снабдите каждого бумагой и карандашом.
Завершение Завершение: игроки обычно находят "Дигикон" очень забавным, а атмосфера погони превращает эту игру в хорошую разминку для начала конференции. Однажды, когда мы использовали "Дигикон" именно в таком качестве, игроки побеждавшей команды, едва их "робот" отдал им ключ, сделали своеобразный "круг почета" по комнате, отпирая по пути "камеры" с остальными "пленниками". Позднее один из "спасенных" сказал, что это поведение явилось, быть может, решающим фактором в развитии общего духа сотрудничества на конференции. "Роботы" часто признаются, что процесс "программирования" заставляет их чувствовать свою принадлежность той группе, которая им занимается. Поэтому они испытывают настоящий "культурный шок", когда их заставляют поменяться "словарями" и тем самым поменять "хозяев". Эта тема - хорошее вступление к дискуссии о смысле и власти организационной социализации.
У "роботов" также вырабатывается своеобразный взгляд на "истинных" хозяев положения. Некоторые "роботы" утверждают, что реальной властью обладали они сами, и им это понравилось. В этом случае можно спросить: "А разве вы не действовали в соответствии с приказами?" Некоторые респонденты отвечают, что их "руководители" оказались бы в беспомощном положении, если бы "роботы" неточно интерпретировали их приказы. Такое утверждение может привести к интересным дебатам о разделении труда в организациях, например: чья власть является реальной: людей, которые отдают приказы, или людей, которые "держат палец на кнопке"? Бывает, что "роботы" испытывают чувство беспомощности и разочарования, а также, по выражению одного из игроков, "злости из-за ужасного ощущения вопиющей некомпетентности тех, кто стоит у власти".
"Узники",.которым удается сбежать первыми, скорее всего, являются членами команды, чье доминирование обусловлено одной из двух причин: либо наличие сильного лидера, чьи знания позволяют наиболее эффективно управлять "роботом", либо все члены команды являются чрезвычайно демократичными, ориентированными на решение задачи игроками, которые действуют, сменяя друг друга и почти интуитивно порождая, нечто вроде "мозгового штурма". В группах последнего типа игроки ясно сознают и используют способности друг друга к решению проблем. Например, одна из "узниц" молчала, пока двое ее "сокамерников" "программировали" "робота" (она заявила, что у них это выйдет быстрее, и с радостью предоставила им такую возможность). Зато потом, управляя "роботом", она быстро доказала свою полезность - теперь уже другие охотно безмолвствовали и с удовольствием наблюдали, как она трудится над достижением общей цели.
"Дигикон" как метод обучения вполне подходит как для программ изучения организационной коммуникации, так и для тренинга по руководству молодежью. Можно использовать эту игру при изучении отношений власти между администрацией и рабочими, или же - движущих сил небольших групп, ориентированных на решение задач, включая лидерское поведение, когда эти группы находятся под давлением внешних обстоятельств. Кроме того, "Дигикон" может быть эффективным в условиях взаимодействия различных культур - например, для лучшего понимания разных стилей решения проблем в среде людей различной этнической принадлежности.
Все необходимые приложения Вы можете найти, скачав архив тренинга