(Тренинг рассчитан на подростков от 12 до 19 лет. Продолжительность примерно 3 - 4 часа. )
- Поприветствуйте всех разными способами, каждый по кругу придумывает свой отличный от других способ приветствия.
- Люди общаются, потому что они похожи или отличны друг от друга. Давайте найдем отличия и сходство друг друга. Каждый из вас должен произнести фазу, обращаясь к соседу справа: "Мы с тобой похожи, тем что … (называется какой - либо признак "похожести"), но в отличии от тебя я … (называется какой - либо признак "отличности"). Например: "Мы с тобой похожи, тем что любим животных, а в особенности кошек, но в отличии от тебя я люблю есть пломбир с соленым огурцом."
- Давайте каждый по кругу выскажется, что для него значит дружба, что дружба дает, что мешает дружбе и что помогает.
- Часто мы не понимаем эмоций, которые испытывает партнер в общении. Чтобы научиться лучше чувствовать переживания партнера психологи нашли такой прием, называемый - активным слушанием. Рассказ о "АС" и ошибках общения. (Хорошее объяснение "АС" можно найти в книге Ю. Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком: как?").
Неплохо раздать учащимся короткую памятку:
ПОВЕДЕНИЕ |
ЯЗЫК, СЛОВА |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ. |
1. Упрек | "Я тебя предупреждал(а)», «Я тебе говорил(а).» | Указание на то, что я лучше, чем ты. |
2.Отсутствие | Ответ совершенно не на то, о чем идет речь. | «Я не важен» |
« Короче», «Ну быстрее…», «Ну» | «Не внимание ко мне» | |
4.Всезнайка | « А, ну понятно, надо вот так…» | «Сомнение в моей компетентности». |
5. Советы | «Я бы на твоем месте, сделал бы так» | Сомнение в компетентности; воздвижение себя |
6.Комментарии | Оправдание поступка др. человека, про которого я высказался нехорошо.< | сщмнение в личной значимости. |
7. Оценка | «Ты не прав», «чего же ты еще хочешь?» | психологическое Давление; Отрицание «Я» человека. |
8.Интерпретация | «Это у тебя потому, что…», «А, понятно все…» | Нарушение личностных границ. |
9.Пофигизм | «А, это ерунда, мне бы твои проблемы». | Обесценивание переживания, Запрет на чувства. |
10.Паника, драматизация | «Ну, ты и влипла; Что же теперь делать?» | Ухудшение положения. |
- Поговорите с вашим левым соседом на волнующую тему, используя методы "АС" и стараясь не делать ошибок общения. Свой разговор закончите словами: "Но все равно ты молодец, потому что…. После этого поменяйтесь ролями.
Рефлексия
- Что чувствовали, когда вас слушали? Что труднее слушать или говорить? Стало хоть немного легче? И так далее.
Все становятся в круг, выбираются двое добровольцев, один из которых будет мышкой, другой кошкой. Задача кошке поймать мышку, а мышке продержаться три минуты. За пределы круга выходить нельзя. Обоим добровольцам завязывают глаза и запускают их в круг. Когда кто-нибудь из "животных" подходит к краю круга, то ему тихонечко говорят: "Стена". Причем мышке говорят совсем тихо, чтобы не привлечь внимание кошки, а кошке, несколько громче, чтобы мышка знала, где находится враг.
Опрос по кругу:
- Насколько для вас важна поддержка?
- А знаете, как бывает тяжело, когда оказываешься без поддержки. Сейчас будет не самое веселое упражнение. Вы должны будете обратиться к соседу справа и сказать ему совершенно искренне фразу, начинающуюся со слов: "Мне сейчас больше всего не хватает (или необходимо) …" дальше вы говорите, что действительно вам не хватает и или нужно. Сосед справа отвечает наиболее грубым и унизительным способом, каким только может.
Так происходит круг.
- Давайте минутку посидим с закрытыми глазами и прислушаемся к своим чувствам. (подождать 1 минуту) Теперь мы повторим упражнение. Вы обращаетесь к тому же человеку, с той же самой фразой, но теперь его задача постараться максимально искренне поддержать тебя. После того как он скажет, те кто захотят, тоже смогут сказать слова поддержки. Очень важно не говорить какие-то абстрактные вещи, а сказать, что- то реальное.
Рефлексия:
- Что чувствовали в разные моменты, когда поддерживали и "опускали"? Было легче поддерживать или "опускать"? и так далее.
- Сейчас, вы с совершенно серьезным видом должны обратиться к соседу слева и произнести такую фразу: "Я люблю тебя милочка/милок и не могу улыбнуться", на что сосед отвечает: "Я тоже люблю тебя милочка/милок и не могу засмеяться". И так по кругу. Если кто-то в кругу при произнесении заулыбается или засмеется, то все начинается сначала. Те, кто не произносит в данный момент фразу могут смеяться и улыбаться.
- Надеюсь, все осознали необходимость и важность поддержки. Психологи разработали универсальные способы поддержки:
Вид поддержки |
Слова |
Психологические механизмы |
Ошибки |
Указание на сильные стороны личности. | "Все равно ты молодец, потому что …", "Мне нравиться в тебе, то что …", "Я уверен, что ты сможешь все равно …" | Доверие, обращение к внутренним ресурсам. | Лесть: опасно поменять "черное на белое" |
Сопереживание. | "Я тебя понимаю", "Мне это знакомо", "Ты не один такой, я тоже …" | Принадлежность к общности; субъективное снижение ответственности. | Перетягивание на себя, пренебрежение к проблеме. |
Признание объективной сложности. | "Это действительно сложно (трудно); "Это не зависит от тебя". | Снижение ответственности, снижение чувства вины. | Негативная установка (обратная). |
Указание на сильные стороны ситуации. | "Благодаря тому что было, ты теперь подготовлен к этой ситуации" | Видение других возможностей. | Пренебрежение. |
- Разделитесь на тройки и потренируйтесь в оказании поддержки друг другу, поработайте с выдуманными проблемами. (10 - 15 минут)
- Теперь разделяемся на пары и пробуем оказывать поддержку по реальным проблемам. (10 - 15 минут).