I
(1). Когда такой заголовок появился в студенческой газете одного из университетов, то это свидетельствовало о появлении большого интереса к обучению скорочтению.
II
(2). В начале первого семестра сорок человек, которые проявили интерес к скорочтению, были распределены по двум группам. "Студентами" были: декан одного из факультетов, профессор английской литературы, преподаватель юридического факультета, несколько докторов медицинского факультета, профессора из Франции, университетский библиотекарь, профессор геологии и астрономии. Все эти люди являлись авторами множества научных трудов.
(3). Академический статус группы говорил о том, что в ней собрались люди, знакомые не понаслышке с печатным словом. Необходимо добавить, что группа такого состава ставила перед собой грандиозные цели.
III
(4). Программа обучения продолжительностью в 10 недель началась. В начале занятий студентов ознакомили с процедурой обучения. Были продемонстрированы технические средства обучения: хронометры, тахистоскопы,
обучающие фильмы; объяснена цель тренировок. Члены группы решили на основании тестов определить степень читательского мастерства каждого студента; на втором уроке последовательно были проведены два теста: объединенный английский тест чтения С2, форма Т и тест на определение скорости чтения, форма А. То рвение, которое продемонстрировали учащиеся группы при выполнении этих тестов, было достойно пера писателя, и открыло бы глаза многим первокурсникам университета, если бы они могли это видеть.
(5). Результаты теста были выданы каждому учащемуся во время индивидуальной беседы. Данные по группам будут обсуждены ниже под заголовком "Результаты".
(6). Следующие восемь уроков были посвящены тренировке. Наиболее популярным упражнением была работа на тахистоскопе с цифрами и фразами. Учащиеся очень быстро читали фразы длиной от 21 до 25 печатных знаков с экспозицией 1/100 сек. Успех чтения цифр в группах редко совпадал с чтением фраз, потому что время практических занятий было слишком коротким, а сами занятия - редкими для того, чтобы развить мастерство, требуемое для восприятия семизначного числа, показанного в течение 1/100 сек. Вторым техническим упражнением был просмотр гарвардских учебных фильмов, серии В, которые были так подробно объяснены во многих источниках, что нет смысла останавливаться на них сей- час. Для данной группы эти фильмы представляли меньшую тренировочную ценность, чем для других взрослых групп.
(7). На каждом занятии в течение короткого лекционно-дискуссионного периода инструктор объяснял сложные механизмы чтения и демонстрировал различную технику, полезную для взрослых, которым бы она помогла поднять свое читательское мастерство на более высокий уровень. Так как группа состояла из очень способных читателей, то было достаточно только обратить внимание на различные способы использования уже развитого чувства языка и логического мышления учащихся, и подчеркнуть значение скорости понимания. Во время таких ориентационных периодов члены групп также делились своими проблемами. Руководитель занятий анализировал эти проблемы и разрабатывал реальные предложения по их устранению. Часто члены группы помогали друг другу, предлагая решения проблем, с которыми они уже сталкивались.
(8). Каждый урок завершался чтением на время. Результаты этого теста отображались на индивидуальных графиках для того, чтобы каждый учащийся мог видеть свой прогресс по неделям. Это хорошее мотивирующее средство, потому что оно представляет прогресс в наглядной, графической форме. Читателю необходимо такое реальное доказательство его прогресса, поскольку он может не заметить увеличения скорости за ежедневным чтением.
(9). Два раза в неделю, между занятиями, каждый учащийся приходил в центр и читал, используя один из нескольких видов задатчиков ритма, которыми оснащены многие читательские центры. Каждый учащийся должен был приходить со своей книгой; но сначала рекомендовалось придерживаться легко читаемой прозы для того, чтобы развить быстрый темп ритмичных движений глаз. Сна- чала основной упор делался на улучшение механики: более редкие и более короткие фиксации (время, затрачиваемое на считывание строки), быстрый переход на следующую строчку. Чтение легкой литературы дает лучшую практику, поскольку не возникает сложностей из-за незнакомого словаря, сложной организации идей или незнакомого содержания.
(10). Третьим видом занятий было домашнее чтение, без руководителя и без использования технических средств. На каждом уроке предлагались специально подобранные статьи, которые были интересны учащимся и соответствовали развиваемым навыкам. Эти тексты учащиеся читали в свободное время, засекая время и подсчитывая скорость чтения; записывали основную мысль; затем этот материал выносился на обсуждение во время занятий. Такие обсуждения были плодотворными, так как на них обсуждался читательский опыт нескольких учащихся, которые использовали предлагаемую технику. Членам группы необходимо было ежедневно читать в течение часа в том же быстром темпе, который они развивали при чтении с применением задатчиков ритма.
IV
(11) Каковы же были результаты этой группы при таком курсе обучения? По результатам стандартных тестов, в целом, группа увеличила скорость чтения на 76 процентов, с хорошим пониманием. Самый лучший результат составил 135 процентов, то есть скорость увеличилась на 285 слов в минуту. Читатель, показавший такой результат, посещал все занятия, использовал задатчик ритмов больше, чем кто-либо в группе, и активно прорабатывал предлагаемый материал. Другой читатель увеличил скорость только на 10 процентов, причем на 10 процентов снизилось понимание. Этот учащийся был чрезвычайно сосредоточен на себе во время обучения и нашел занятия беспокоящими и даже вызывающими. После окончания курсов он сделал следующее заявление: "На протяжение всего курса обучения сильно страдала моя гордость, и при чтении на скорость мне мешали всевозможные блокировки и препятствия. Я думаю, что это произошло потому, что я не чувствовал той уверенности, на которую рассчитывал". Логично предположить, что, когда этот читатель вернется на следующий тест через полгода, то можно будет констатировать более высокий результат.
(12). Это было общее обозрение, теперь давайте рассмотрим субъективную точку зрения на обучение. Мнения разнообразны и интересны. Члены этой группы считали хорошее чтение таким же важным, как и хороший интеллект, поэтому они были сильно заинтересованы в получении высоких результатов от этих тренировок. Вот некоторые мнения:
(13)."Я получил возможность освободить себя от ощущения, что все должно быть прочитано до мельчайших деталей".
(14). "Нужно читать с разной скоростью. Я обнаружил, что могу автоматически менять скорость чтения - когда нужно, "скольжу", а когда нужно, читаю медленно.
(15) "Произошли улучшения в моем отношении к чтению. Теперь, когда я сажусь читать, то понимаю, что должен сосредоточиться и стремиться выделить логическую структуру текста; читать с разной скоростью в зависимости от моих целей".
(16). "Я освоил новый метод активного чтения и при чтении теперь всегда спрашиваю себя: "Зачем я это читаю?" Я верю, что это помогло мне увеличить скорость, даже при чтении статей, из которых хочу почерпнуть мельчайшие детали.
(17). "Я увеличил свою способность "скользить" по медицинской литературе и доказал себе это много раз. Я могу получить из статьи все, что захочу, используя соответствующий метод "скольжения".
(18)."Все, чего я ожидал в начале - это увеличения скорости, но я добился большего - я понял как нужно читать".
(19). "Я помню свое негодование по поводу нехватки времени на чтение. Теперь я знаю, что способен читать гораздо больше, если не буду читать все с одинаковой скоростью - с которой я читаю сложный клинический материал."
(20)." Одним из навыков, который стал для меня полезнее всего, оказался процесс выделения логической структуры читаемого текста. Теперь я верю, что логическая структура помогает лучше удерживать материал в памяти.
(21). Нет необходимости говорить, что этот курс обучения был ярким и интересным экспериментом как для учащихся, так и для руководителя. Большинство членов группы, к своему удивлению, обнаружило, что мастерство чтения, которое всегда входило в состав их интеллектуальных навыков, может быть усовершенствовано. Несколько человек из группы высказали желание продолжить обучение. Все участники обучения испытали приобретенные навыки на практике и приняли активное участие в дискуссии.
(22) Трудности, временами испытываемые учащимися, помогли руководителю много узнать о том, как читают хорошо тренированные взрослые.
(23) "Не оскорбляю ли я автора произведения, когда проношусь сломя голову через его произведение, на которое он потратил дни или недели?" - сказал профессор юридической школы. "Что делать, когда эти промежуточные слова вовсе не являются таковыми?"
(24) "Иногда только одно специфическое слово стоит между пониманием и непониманием, поэтому, не упускаю ли я смысл, если читаю целыми фразами?"
(25) "Мы привыкли верить, что каждая деталь является абсолютно важной. Что будет, если я буду читать подобным образом медицинские документы?" (это были отрывки из короткого интервью преподавателя медицинского факультета).
(26) Каждое возражение было законным и на каждое нужно было ответить логически обоснованно. Была создана дружеская атмосфера взаимного уважения и понимания между руководителем занятий и группой. В результате обучения все участники группы, а также руководитель, приобрели глубокие знания и богатый опыт.
Выберете правильный ответ, выражающий основную мысль текста: