(1). Это своего рода уловка, она помогает в ряде случаев, когда больше ничего не помогает.
(2). Когда человек или животное обучены совершать действие в ответ на определенный ключевой стимул, то поведение начинает подчиняться этому стимулу, и если этот сигнал не подается, то в его отсутствие поведение начинает угасать. Эту естественную закономерность можно использовать для того, чтобы избавиться от любого, типа нежелательного поведения, сделав так, чтобы оно осуществлялось только по сигналу, а затем перестать давать этот сигнал.
(3). Впервые я открыла для себя этот изящный метод, когда приучала дельфина носить светонепроницаемое наглазники. Мы хотели продемонстрировать эхолокацию у дельфина в наших представлениях для широкой публики в океанариуме "Жизнь моря". Мне нужно было обучить самца по кличке Макуа носить на глазах резиновые чашечки и, временно лишившись зрения, обнаруживать и находить под водой предметы, используя эхолокационную систему. Сейчас такой номер постоянно включается во все представления океанариума.
(4). Наглазники не причиняли вреда Макуа, но он их невзлюбил. Постепенно у него выработалась привычка, завидев в моих руках эти чашечки, удирать на дно бассейна и отсиживаться там. Он отлеживался там по пяти минут кряду, слегка пошевеливая хвостом и наблюдая за мной сквозь воду.
(5). Я рассудила, что бессмысленно пытаться заставить его всплыть, пугая, толкая шестом, глупо также пробовать подкупить или подманить его. Поэтому однажды, когда он в очередной раз удрал от меня на дно, я бросила ему несколько рыбешек, сопроводив этот подарок свистком. Макуа всплыл, чтобы съесть свою рыбу. Вскоре он научился нырять с целью получения пищевого подкрепления.
(6). Затем я ввела условный звуковой сигнал и стала давать подкрепление, только когда дельфин нырял по сигналу. Конечно же, он перестал нырять в отсутствие ключевого стимула. Ныряние перестало быть проблемой; когда я снова вернулась к приучению к наглазникам, он воспринял наглазники безропотно.
(7). Я применяла этот метод также, чтобы утихомирить детей, расшумевшихся в машине. Если вы отправляетесь в какое-либо удивительное место - скажем, цирк, - дети могут шуметь, потому что они возбуждены. Это мешает вести машину. Вам не хочется, чтобы не омрачать праздничного настроения, сворачивать на обочину и останавливать машину, пока шум не уляжется. Вот когда пригодится описываемый метод: сделать так, чтобы поведение управлялось сигналом. "Так, каждый шумит как можно громче, начали!" (Сами тоже поднимаете шум.) С полминуты все это очень забавно, затем надоедает. Двух или "грех сеансов обычно бывает более чем достаточно, чтобы обеспечить необходимое спокойствие на всю оставшуюся дорогу. Можно сказать, что устраивать шум по команде доставляет удовольствие, а можно сказать, что это поведение осуществляется по сигналу и имеет склонность к угасанию в его отсутствие.
(8). Дебора Скиннер, дочь известного психолога Б. Ф. Скиннера, поделилась со мной блестящим применением этого метода для отучения собак скулить под дверью. У нее была маленькая собачка, которая, когда ее выпускали гулять, начинала лаять и скулить под дверью, вместе того, чтобы идти по своим делам. Дебора сделала небольшой картонный диск, одна сторона которого была окрашена в белый, другая - в черный цвет и повесила его на дверную ручку снаружи. Когда круг был, повернут белой стороной, собаку сразу же впускали. Собака быстро обучилась не утруждать себя понапрасну, просясь в дом при черном сигнале. Когда Дебора находила, что собачка пробыла на улице положенное время, она приоткрывала дверь, переворачивала сигнальный круг, а затем впускала собачку, как только та попросится.
(9). Я испробовала такой метод, когда моя дочь приобрела щенка карликового пуделя. Питер был очень маленьким, в два месяца он едва достигал пятнадцати сантиметров в высоту, и было действительно небезопасно отпускать его бегать по улице одного без присмотра. Когда бывала занята, а Гейл в школе, я запирала его в другой комнате, снабдив едой, питьем, газетами и одеялом.
(10). Конечно, как только он оставался один взаперти он поднимал ужасный скандал. Я решила воспользоваться Дебориной уловкой и ввести сигналы, по которым на лай следовал или не следовал ответ. Я подхватила первую попавшуюся под руку вещь - маленькое полотенце - повесила на внутреннюю ручку двери. Когда полотенце висело на ручке, никакие вопли не приводили к желаемому результату. Когда полотенце снималось, щенячье требование общения и свободы удовлетворялось.
(11). Щенок тут же понял это и перестал волноваться, когда полотенце было на дверной ручке. Единственное, о чем я должна была помнить, чтобы сохранить данное поведение, так это не выпускать щенка, когда позволяли обстоятельства, без того, чтобы сначала приоткрыть дверь, снять полотенце, закрыть ее и подождать, пока щенок начнет лаять, и только тогда выпускать его, тем самым, устанавливая контроль над лаем с помощью сигнала (в данном случае отсутствие полотенца являлось сигналом к тому, что лай будет положительно подкреплен).
(12). Метод превосходно действовал три дня. А затем утром внезапно снова послышались шумные требования Питера. Я открыла дверь и обнаружила, что он нашел способ преодолеть препятствие своими собственными крошечными силами: он сдернул полотенце с дверной ручки. А раз полотенце на полу, он почувствовал себя в полном праве требовать свободу.
Какое из нижеперечисленных утверждений отражает основную идею текста?
Сейчас вам предстоит выполнить задание, которое проверить вы сможете только сами. Конечно, никто не помешает вам просто просмотреть его и пойти дальше. Постарайтесь все же выполнить его, это позволит вам не только лучше освоить скорочтение, но и жить в мире с самим собой - обманывать себя - значит порождать внутренние конфликты… А это, знаете ли, приводит к не лучшим последствиям…
Итак, ваша задача вербально (то, есть вслух, а не про себя и ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО) проговорить ответы на следующие вопросы, а потом сравнить с нашими ответами.
Данный текст имеет хорошо выраженную логическую структуру: основная мысль, выраженная в абзаце 2, подкрепляется и иллюстрируется рядом примеров.
Абзац 1: Введение.
Абзац 2: Содержит основную идею текста: "Связь поведения с определенным стимулом можно использовать для того, чтобы избавиться от любого нежелательного поведения..."
В абзацах 3-6 находится пример 1: приучение дельфина к светонепроницаемым наглазникам.
Абзац 7 содержит пример 2: описывается, как можно успокоить детей в машине.
Абзацы 8-12: содержат примеры 3, 4, объясняющие, как можно отучить собаку скулить перед дверью.
Давайте прочитаем еще один текст.