Давайте начнем нашу дискуссию с рассмотрения заведения, в котором обучение находится на первом месте - школы. Ребенок в школе сталкивается с очень сложной учебной ситуацией. Эта ситуация сложна сточки зрения ученика; еще более она сложна сточки зрения психолога, который имеет смелость анализировать ее. Школьная жизнь воздействует на ребенка с разных сторон и несет в себе различные аспекты. Ребенок много узнает от учителей, включая множество вещей, не предусмотренных учебной программой, причем иногда ни учитель, ни ученик не осознают, что происходит процесс обучения. Он также получает знания из книг и от своих друзей - школьников, и из школьной среды. Часть того, что ученик узнает, представляет собой специальные знания и умения, в то время как другая часть включает в себя изменения (иногда незначительные, а иногда драматические) в отношениях, эмоциях, социальном поведении и во множестве других его реакций. Работа психолога заключается в анализе таких сложных ситуаций, разложении их на составные части и понимании принципов и мотиваций обучения.
Давайте рассмотрим некоторые случаи из школьной жизни обычного шестиклассника Алекса Б, Мы застали Алекса за изучением слов. Его учитель (педант и человек старой закалки) дает классу задание выучить, как пишутся эти слова. Алекс должен выучить 12 слов и запомнить разницу между их произношением и написанием, однако при чтении учебника перед ним встает другая задача - он должен правильно произносить те слова, которые видит на странице. Он читает список слов, произнося их про себя по буквам, но вдруг замечает, что отвлекся. Алекс смотрит в окно и вспоминает, как здорово он провел прошлый уик-энд. Возвращаясь снова к списку слов, он прочитывает его до конца, затем закрывает рукой все слова, за исключением их первых букв и пытается опять произносить слова про себя. Дойдя до буквы "г", он пытается вспомнить правила для букв "i" и "е". Наконец, он решает, что слово пишется "receive", сдвигает ладонь и радуется, что его догадка подтвердилась. На букве "s" он произносит про себя по буквам слово "seperate" и хмурится, обнаружив, что ошибся. Он пристально смотрит минуту на слог "аг", пытаясь зафиксировать его в памяти, затем берется за список снова. На середине списка Алекс не может вспомнить одно из слов по первой букве. Раздраженный, он смотрит на это слово, а затем концентрируется, стараясь его запомнить. Через два слова такая же ситуация повторяется. Алекс смотрит на слово, пытаясь понять, почему его так трудно запомнить, и расхолаживается. Он смотрит на картину, висящую на стене, на которой изображен Вашингтон, пересекающий Делавару, и представляет, что он сам возглавляет этот отряд. Поймав на себе взгляд учителя, он быстро возвращается к своему занятию и заканчивает изучение списка. Последнее слово он произносит уверенно: "cematary", однако с листа него смотрит слово "cemetery". Озадаченный, он переводит взгляд от одного слова к другому, и думает: "Я ненавижу грамматику".
Затем мы видим Алекса на большой перемене: возбужденный, он несется, чтобы присоединиться к играющим в бейсбол. Когда мяч летит в его сторону, Алекс бежит, чтобы перехватить его. Когда мяч уже совсем близко, Алекс напрягается, ставит руки перед собой, чтобы вовремя поймать мяч. Затем он осматривается, замечает другого игрока и ловко, без напряжения, бросает мяч.
Эта последовательность скоординированных, целенаправленных движений происходит быстро, почти автоматически, без участия мыслей или вербальных самоинструкций. Наблюдая за ним, учитель поражается, насколько Алекс улучшил свою игру с тех пор, как он его знает. В продолжении игры Алекс часто кричит: "Подожди, я сейчас ударю!" и "Мой черед!" Наконец наступает его очередь. Алекс выходит на площадку и кричит: "Подавай!" Когда подающий бросает мяч, Алекс наносит по мячу сильный удар и промахивается. Он выглядит огорченным, но кричит: "Давай еще!" Снова он бьет и снова промахивается. На этот раз он хмурится и ничего не говорит. Мальчик становится более напряженным, зубы его сжимаются. Алекс наносит третий удар - удар получается скованным, и он промахивается еще раз.
Он бросает биту и с достоинством отходит. Алекс продолжает игру не так раскованно и уже не кричит. Когда перемена заканчивается, он тихо возвращается в класс, не обращая внимания на болтовню вокруг него. Кажется, он рад, что перемена закончилась.
Затем мы снова встречаемся с Алексом на уроке математики. Дети изучают, как найти площадь прямоугольника. Учительница спрашивает, как найти площадь треугольника. На доске она рисует прямоугольный треугольник со сторонами 30 и 40 сантиметров и спрашивает учеников, какова его площадь. Алексу нравится математика, и он любит решать новые задачи. Поэтому он с готовностью берется за решение этой задачи. Алекс пытается применить правило вычисления площади прямоугольника, но не знает, как это сделать. Затем учительница дорисовывает на доске еще две линии, превращая треугольник в прямоугольник, в котором гипотенуза треугольника служит его диагональю. Алекс пристально смотрит на чертеж, затем усмехается и быстро поднимает руку вверх.
"Площадь равна 600. Площадь целого прямоугольника равна 1200, а он состоит из двух равных треугольников!" Учительница улыбается: " Очень хорошо. Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов. Математика принесет много пользы, если вы будете ее понимать подобным способом". Алекс наслаждается успехом: он доволен и похвалой учителя, и собственным достижением.
Мы оставляем Алекса и рады, что неудачный для него день закончился так хорошо.
Отметьте в каждом утверждении один из вариантов. Если вы понимаете, что не можете выбрать правильный вариант, то не старайтесь догадаться, а пропускайте утверждение и идите дальше.