Цель занятия - сплотить группу для активного игрового взаимодействия, углубить процесс самоанализа и самораскрытия участников, развивать их творческое мышление, формировать умение эффективно управлять людьми и отработать предпринимательские навыки.
Рекомендации ведущему. Целесообразно придерживаться уже сложившейся схемы проведения занятия: напоминание о правилах и учет мнений участников об их изменении и дополнении; психологическая разминка - этюды, включающие их в активную работу над собой; анализ домашнего задания - "Дневника моих ошибок"; основное упражнение занятия; анализ выполнения поставленных на данном занятии задач; заключительные процедуры: итоговое суммирование, ранжирование, ответы на вопросы: "Почему я на этом месте?", "Над чем мне еще нужно поработать?"
С этого занятия проведение части упражнений и этюдов нужно более активно поручать самим учащимся. Вы должны разработать инструкцию по проведению очередного упражнения (лучше, если она будет отпечатана на машинке или компьютере), передать ее участнику, выступающему в роли ведущего, помочь ему разобраться в материале.
Новый ведущий должен провести упражнение в соответствии с полученной инструкцией, оценить действия членов группы, организовать обсуждение. Оценку его работы дает руководитель. На этом занятии начинаются активные игровые процедуры, позволяющие всем включаться в моделируемые экономические отношения, выполнять различные функции и тем самым на практике (пусть пока в игре) проверить свои предпринимательские способности.
Время - это единственный уникальный экономический ресурс, который ни один человек и никакими способами не в состоянии восстановить. Вы - деловой человек - пришли на занятия, а это значительный расход времени. Зачем вам нужна группа? Что вы хотите получить, изменить, чего хотите добиться, расходуя такое количество времени?
Попробуйте определить свои запросы. Ради чего вы тратите свое время? Может быть, более целесообразно использовать его по-другому, например прочитать и законспектировать новую книгу об основах предпринимательства или просто отдохнуть, сходив в театр или кино. Итак, зачем вам нужна группа? Четко и ясно ответьте на этот вопрос. Время на индивидуальную работу - до 5 минут.
Рекомендации ведущему. Затем участники садятся в общий круг и зачитывают свои ответы на поставленный вопрос. Группа оценивает ответы по 3-балльной шкале. Если кто-то получает 0, он уходит на скамейку штрафников (отдельно стоящие стулья) и в свою ведомость учета результатов работы записывает штраф - 3 балла. Он имеет право активно включиться в работу только после того, как даст четкий ответ на поставленный вопрос. Возможен вариант работы в микро группах по 7 - 8 человек.
Умение устанавливать контакты позволяет предпринимателю успешно вести дела. Сейчас мы проведем серию деловых встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и быстро войти в контакт, решить вопрос в свою пользу и так же по-доброму расстаться.
Члены группы встают (садятся) по принципу "карусели".
Примеры ситуации "начало деловой встречи":
Рекомендации ведущему. Вам следует обратить внимание участников не только на то, как они вступают в контакт, начиная деловую встречу, но и на то, как они выходят из разговора, причем в очень ограниченное время. После очередной смены партнеров, задавая ситуацию, вы определяете конкретные роли для каждого круга, например: внутренний круг играет роль налогового инспектора, а внешний - руководителя фирмы, предпринимателя. Целесообразно отводить достаточно времени на обсуждение партнерами результатов проведенной встречи.
Теперь потренируем свое умение убеждать людей. Для этого в течение 3-4 минут составьте тезисы (план, конспект) своего выступления перед аудиторией с целью убедить слушателей в том, что человек, которого вы представляете в качестве доверенного лица, является самым достойным претендентом среди всех присутствующих на занятии членов группы, например, на звание "предприниматель года". Вы должны выбрать в качестве такого претендента любого члена группы, составить план своего выступления без всяких консультаций с этим человеком. Кроме того, ни один человек в группе не должен даже догадываться, о ком вы собираетесь говорить.
В тезисах своего сообщения желательно подчеркнуть как деловые качества претендента на звание "предприниматель года", так и его чисто человеческие качества. Ваш портрет этого человека должен быть узнаваем, однако при описании не используйте такие штрихи, как настоящее имя, яркие внешние отличия и т.п.
Рекомендации ведущему..Затем участники объединяются в микро группы по 4-5 человек и по сигналу ведущего начинают в порядке очередности выступать в качестве доверенного лица, рассказывая о самом достойном человеке, убеждая в этом остальных. Время, отводимое каждому, - 2 минуты. Вы следите за соблюдением регламента, периодически объявляя об истечении отведенных 2 минут, но в работу микро групп не вмешивайтесь. Участники должны самостоятельно предоставлять друг другу слово для выступления. После выступления всех участников вы даете еще 5 минут на вопросы друг к другу, а также на распределение, мест в каждой микро группе (по принципу: один человек - одно место) и оформление соответствующего протокола.
Мы называем это упражнение "Игрой Роджера", потому что нам впервые рассказал о ней человек по имени Роджер.
Необходимое время: около 20 минут.
Цель: показать способность лидеров заставить людей вести себя так, как те, возможно, не стали бы при иных обстоятельствах.
Размер группы: минимум 8-10 человек; желательно - около 15-20; максимум - около 30. В "Игру Роджера" удобно играть в классе, где не слишком много людей и достаточно места, чтобы все могли по очереди выходить к доске.
Условия: классная комната с черной или белой доской; понадобятся разноцветные ручки или мелки. Для этого упражнения нужен денежный фонд. В идеале он должен быть образован из взносов участников. Если по каким-то причинам этого не происходит, принесите достаточное количество мелочи, чтобы выдать (не одолжить) каждому участнику минимальную сумму для создания фонда.
Анализ: в эту игру мы играли сотни раз с самыми разными учебными группами, и в ней неизменно присутствует дух соперничества.
В каждой команде как минимум кто-то один умышленно помешает Противникам закончить ряд. Как правило, товарищи по команде в устной форме подгоняют саботажников. Обычно исходом игры бывает либо ничья, либо ошибка, допущенная кем-то от волнения, позволяющая сопернику достроить ряд. Если такое происходит, мы сразу вручаем победителю приз. Затем мы показываем, что каждая команда теоретически может достроить максимальное число рядов - по три каждая, что принесет заслуженную награду и той и Другой; это, однако, возможно лишь в случае сотрудничества друг с другом. А потому - что означают слова "выиграть" и "проиграть"? Сопряжена ли победа с неизбежной потерей, когда выигрыш обязательно означает чей-то проигрыш? Любое сомнение в этом окажется для некоторых игроков полной неожиданностью и даже шоком: "Конечно!". Они заявят: "Вы должны побить своих конкурентов!" Может быть, так: "Нужно побеждать своих противников!"
Вы можете высказать предположение, что выигрывать легче с чей-либо помощью; или что другие помогут вам выиграть, если увидят, что могут извлечь из этого некую пользу для себя.
Вы можете захотеть раскрыть стратегию, к которой прибегли, что- бы "настроить их" на "Игру Роджера", и рассказать, что вы:
Завершение: если вы натолкнулись на группу, которая отказывается "играть в вашу игру", а команды выбирают сотрудничество вместо соперничества (хотя в нашей практике такое случалось редко), обсудите с ними провал вашего руководства. Из их ответов вы можете многое узнать о своем лидерском стиле.
Необходимое время: около 15 минут.
Цель: помочь участником увидеть то, что скрыто за фасадом явления.
Размер группы: небольшие группы - допустим, из 5-7 участников.
Условия: классная комната. Подготовьте по одному экземпляру "Теста с подтекстом" для каждого участника.
снабдите каждого участника экземпляром "Теста с подтекстом". Попросите его заполнить и подождите реакции.
Анализ: к сожалению, мы вынуждены сообщить, что многие взрослые и большинство молодых людей, с которыми мы проводили этот тест, успевают заполнить как минимум пол-листа, обычно же - продолжают и дальше, прежде чем начинают что-то подозревать. Большинство игроков в возрасте 11-13 лет воспринимают его совершенно серьезно. Они полагают, что вопросы задаются для оценки их способности следовать инструкциям, аккуратно писать и чертить и понимать простейшие геометрические термины вроде "треугольника". Им не сразу бросается в глаза, что тест весьма отличается от многих "школьных тестов", которым они подвергались в прошлом, - и виной тому сами тесты. Некоторые игроки, не прочитавшие "Тест с подтекстом" до того, как его выполнить, жалуются, что их обманули. Другие же, напротив, рады тому, что не читали его, поскольку им понравилось выполнять задания, расслабившись в приятном бездумии.
Завершение: это упражнение полезно для повышения у игроков способности к концентрации и мотивированное к последующему занятию.
Умеете ли вы подчиняться указаниям? Пройдите этот тест, имея в своем распоряжении всего три минуты.
Качество | Индикатор проявления качества |
1. Поиск возможностей и инициативность | а) Видит и использует новые или необычные деловые возможности; б) действует до того, как его вынудят к этому обстоятельства |
2. Упорство и настойчивость | а) Готов к неоднократным усилиям, чтобы преодолеть препятствие; б) меняет стратегии, чтобы достичь цели |
3. Готовность к риску | а) Предпочитает ситуации "вызова" или умеренного риска; б) предпринимает действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результаты |
4. Ориентация на эффективность и качество | а) Находит пути делать вещи лучше, дешевле, быстрее; б) стремится достигать совершенства, улучшать стандарты эффективности |
5. Вовлеченность в рабочие контакты | а) Принимает на себя ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы; б) берется за дело вместе с работниками или вместо них |
6. Целеустремленность | а) Ясно выражает цели; имеет долгосрочное видение; б) постоянно ставит и корректирует краткосрочные задачи |
7. Стремление быть информированным | а) Лично собирает информацию о клиентах, поставщиках, конкурентах; б) использует личные и деловые контакты для своей информированности |
8. Систематическое планирование и наблюдение | а) Планирует, разбивая крупные задачи на подзадачи; б) следит за финансовыми показателями, использует их при принятии решений |
9. Способность убеждать и устанавливать связи | а) Использует осторожные стратегии для влияния и убеждения людей; б) использует деловые и личные контакты как средство достижения своих целей |
10. Независимость и самоуверенность | а) Стремится к независимости от правил контроля других людей; б) полагается лишь на себя перед лицом противостояния и при отсутствии успеха; в) верит в свою способность выполнять трудные задачи |
Бланк участника (приложение) можно найти в ZIP-архиве тренинга