ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

(Вторая часть)
Специализированный тренинг деловых качеств

Авторская разработка: Антоновский С. и Канардов И.

Цель занятия - закрепить навыки активного диалогового стиля общения, способствовать самодиагностике и самораскрытию участников тренинга, составить идеальную модель предпринимателя.

Рекомендации ведущему. Если кто-то из участников на протяжении всего первого занятия так и не смог войти в общий круг, не ответил на вопрос: "Чем я могу быть полезен группе?", т.е. работал как кандидат в ее члены, необходимо специально для него повторить процедуру приема по тем же правилам, что и на первом занятии (упражнение "Зачем я группе").

Так же поступают с тем, кто впервые пришел на занятия, но только после того, как он подпишет правила. Напомним, что целесообразнее проводить занятия с закрытой группой, т.е. не принимать новых членов после того, как она уже начала свою работу. На втором занятии можно принять несколько новых членов, если в этом есть необходимость, но только с согласия большинства членов коллектива.

Обратите внимание на необходимость работать с визитными карточками, на то, что обращаться друг к другу надо по именам, написанным на визитке, а также на то, что необходимо заполнять ведомость учета результатов работы.

  1. Зачем я пришел сюда

    Зная в целом идею и замысел нашего тренинга и имея первые результаты собственной работы, каждый должен четко и ясно сформулировать основные задачи, которые он должен решить на предстоящем занятии. Запишите их в порядке значимости и важности для вас. На это вам дается 5 минут.

    На втором этапе все садятся в большой круг и каждый зачитывает свои записи. Остальные участники вправе задавать любые конструктивные вопросы. В основу системы оценки положены два критерия: а) четкость сформулированных задач. Всем должно быть понятно, что хочет данный участник от этого занятия ; б) степень трудности и выполнимости поставленных задач. Они должны быть достаточно трудными (чтобы было над чем работать) и в то же время выполнимыми (чтобы была реальная возможность их достичь). Шкала оценок - от 0 до 3 баллов.

    Рекомендации ведущему. На втором этапе этого упражнения вы можете передать свои функции ведущего одному из учащихся, который должен помочь высказываться остальным, стимулировать вопросы со стороны коллектива, организовать подведение итогов, оценку каждого выступления. Оценку новому ведущему ставите вы.

    Психологический комментарий. Упражнение дает установку на самостоятельность и активность. Все должны понимать, что возможные изменения в лучшую сторону произойдут только в том случае, когда действовать будет сам участник. Поэтому необходимо постоянно формулировать те цели и задачи, которые перед каждым из них стоят во время занятия. Причем делать это должны именно сами ребята.

  2. "Я самый..."

    Верить в свою исключительность необходимо любому человеку, а предпринимателю особенно. Подумайте, в чем проявляется она у вас. Итак, продолжите фразу: "Я самый..." Аргументируйте утверждения, например: "Я самый сильный!", "Я самый предприимчивый!", "Я самый умный!" и т.п.

    Затем все по мере психологической готовности выступают перед группой, доказывая свою исключительность в той области, которую избрали для себя (или сразу в нескольких областях). Учащиеся имеют право задавать вам любые вопросы, подвергая сомнению эту исключительность, требовать аргументов в пользу того или иного утверждения. Группа оценивает выступление по 5-балльной шкале, ориентируясь на следующие критерии: а) убедительность выступления; б) его аргументированность.

    Рекомендации ведущему. Те участники, у кого с первой попытки не получился положительный результат, т.е. оценка группы - 0, может еще раз попробовать доказать свою исключительность. Те, кто отказался участвовать в этом упражнении, штрафуются на 4 балла. Это упражнение в качестве ведущего может проводить любой из членов группы. Вы должны также с помощью группы оценить его работу (от 0 до 3 баллов).

    Психологический комментарий. Упражнение направлено на повышение самооценки, на снятие внутренних барьеров, на понимание необходимости принять и полюбить себя таким, какой ты есть.

  3. Богатенький Буратино

    Предприниматель должен быть очень расчетливым: вести постоянный и скрупулезный учет своих финансов; вкладывать свободные денежные средства в прибыльное дело, но в то же время ему нужно уметь быть и щедрым. Представьте себе, что вы - богатенький Буратино. У вас есть 30 золотых монет. Вы можете оставить все их себе или отдать все 30 одному из членов группы. Можете поделить их, отдав одному из участников три монеты, второму - две, третьему - 10 монет и т.д. Одним словом, вы - хозяин своего богатства и свободны в своих решениях. На это у вас есть ровно 3 минуты.

    Сейчас вы заготовите ведомость, где будете фиксировать свои расходы (в левой половине ведомости) и доходы (в ее правой половине), т.е. те монеты, которые будут подарены вам другими членами группы. Просьба: подаренные вам монеты другим не отдавать. Это подарок. Сохраните его.

    Итак, если ваша ведомость готова, действуйте. В вашем распоряжении ровно 3 минуты.

    Рекомендации ведущему.. По истечении 3 минут участники подводят итоги. Вы определяете самого щедрого Буратино, т.е. того, кто больше всех подарил своих монет, а затем самого любимого Буратино, т.е. того, кому больше всех их подарили. Для этого участники подсчитывают по своим ведомостям учета результаты отдельно в правой и левой частях. Приведем пример:

    № п/п Собственые монеты № п/п Подареные монеты
    Расход остаток Приход Всего
    1 5 25 1 4 4
    2 3 22 2 5 9
    3 7 15 3 10 19
    4 10 5      
    Итого: 5 монет       19 монет

    Эти записи свидетельствуют о том, что данный участник подарил свои монеты 4 членам группы. Первому - 5 монет (остаток 25 монет), второму - 3 монеты (оставил себе 22), а получил подарки этот учащийся от троих членов группы. Итоговые показатели являются основанием для ранжирования участников: самый щедрый Буратино (итоги в левой части) и самый любимый Буратино (итоги в правой части). Порядок ранжирования подробно описан в первом занятии (см. "Моя предприимчивость").

    Количество золотых монет должно быть равным числу членов группы. Если есть возможность, можно выдать нужное количество, например, фишками, мелкими монетами, игровыми деньгами из настольных игр и т.п. В этом случае ведомость учета заводить не обязательно. Если используется "натуральный вариант", то время на раздачу монет сокращается до 1 минуты. Обратите внимание на необходимость складывать (собирать) подаренные монеты отдельно от своих собственных. Ведущий может передать свои функции в этом этюде одному из участников, например, на этапе ранжирования группы.

  4. "Инвентаризация", или модель предпринимателя

    Для того чтобы достичь цели, необходимо, по меньшей мере, четко ее представлять, понимать, к чему идешь. Именно этим мы сейчас и займемся. На первом этапе у каждого есть 10 минут для того, чтобы провести "инвентаризацию" качеств и умений человека и составить собственную модель предпринимателя. Для этого нужно по 10 - 12 раз заполнить нижеприведенную таблицу. Эта часть работы должна быть выполнена индивидуально.
    Предприниматель

    Психологические и деловые качества Умения и знания
    1
    2
    3
    4
    5
     

    Рекомендации ведущему. Проследите, чтобы на первом этапе участники работали индивидуально. На втором этапе они приступают к составлению обобщенной модели предпринимателя. Для этого ребята садятся в большой круг и решают вопрос о процедуре обсуждения: кто и в каком порядке будет высказываться, каким образом будут приниматься решения о включении того или иного качества и умения в обобщенную модель. После принятия правил процедуры группа приступает к обсуждению предложений. Причем задача каждого - убедить всех остальных, что именно его предложения наиболее разумны и соответствуют действительности. По количеству предложений, включенных группой в обобщенную модель предпринимателя, определяется место каждого. Итоговый балл подсчитывается по принципу: одно принятое предложение - один балл. Время общего обсуждения модели предпринимателя - 1 час.

    При анализе результатов вы должны обратить внимание: а) на качество модели предпринимателя; сравните хотя бы с той, что описана во введении к этой книге; б) на процедуру обсуждения и поведение при этом каждого. Как он действовал? Убеждал ли других в своей правоте или был пассивен? Не был ли слишком упрям, прислушивался ли к мнению других? И т.д.

    Это очень ценный материал как для обсуждения поведения участников, так и для самоанализа. Поэтому на разбор данного упражнения в режиме рефлексии следует отвести примерно 30 - 40 минут. Во время дискуссии целесообразно дать слово всем членам группы, поощрить высказывания, но не превращать обсуждение в общий разговор или пререкания. Должно действовать правило: говорит один человек - остальные внимательно слушают. Все вопросы задаются только после того, как выступивший закончил говорить. Это правило трудно соблюдать, особенно в начале работы, но стоит добиваться этого.

    Психологический комментарий. Это основная процедура занятия, цель которой - создать образ предприимчивого человека и закрепить его в сознании участников тренинга. Активность, которая предусматривается в ходе упражнения, способствует более глубокому проникновению основных идей.

  5. Анализ задач

    Прошу всех участников вернуться к началу записей этого занятия. Как вы ответили на вопросы: "Зачем я сюда пришел? Какие задачи поставили перед собой? Все ли они решены? Если нет, то почему? Что или кто вам помешал? Или вы сами были пассивны? Может быть, были поставлены невыполнимые задачи?"

    Рекомендации ведущему.Это обсуждение можно провести в микро группах по 7-8 человек. Главное - дать возможность самокритично высказаться всем.

    Психологический комментарий. Данное упражнение необходимо закреплять на каждом занятии, чтобы участники смогли реально убедиться в своих успехах или в неумении добиваться поставленной цели. Систематический самоотчет повышает ответственность, приучает формулировать реальные задачи.

  6. Подведение итогов

    В конце занятия проводится подсчет общей суммы баллов по ведомости учета, итоговое ранжирование. Затем каждый, начиная с лидера, отвечает на два вопроса:

    Ведущий напоминает о постоянном домашнем задании ("Дневник моих ошибок").

    Сайт создан в системе uCoz