ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

(Первая часть)
Специализированный тренинг деловых качеств

Авторская разработка: Антоновский С. и Канардов И.

  1. Заявление

    В самом начале работы каждый должен написать заявление, где необходимо указать свои основные биографические данные и деловые качества. Это должно быть неформальное представление самого себя. Время на составление заявления - 5 минут. Затем мы объединяемся в большой круг, и каждый зачитывает свое заявление. Остальные в это время внимательно слушают, чтобы запомнить нового сотрудника, т.е. его имя, основные данные, деловые качества, которые указал выступающий.

    Затем каждый оформляет визитную карточку, где указывает свое тренинговое имя. При этом он выбирает себе новое имя, которое, по его мнению поможет ему в бизнесе. В дальнейшем мы обращаемся друг к другу только по этим именам.

    Психологический комментарий. Это самое начало встречи, поэтому учащиеся должны подумать, что они могут рассказать о себе. Именно такое начало, когда человеку приходится сделать краткий анализ своей жизни, помогает настроиться на большую и серьезную работу. Все с первых минут понимают, что предстоит серия не просто увлекательных встреч, милых бесед или веселых игр, а тренинг (от слова "тренировка") своих деловых качеств.

  2. Правила группы

    Для нашей группы, которая сориентирована на тренировку деловых качеств личности, существуют дополнительные правила, рассчитанные на специализированный тренинг. Мы их также должны обсудить и принять. Вы вправе внести изменения и дополнения, т.е. модифицировать их.

    1. Конструктивность общения. Мы говорим только по делу, поэтому участникам тренинга запрещается разговаривать на посторонние темы, не имеющие непосредственного отношения к проводимому этюду или процедуре, а также задавать неконструктивные вопросы, отвлекающие от содержания занятия и снижающие его эффективность.
    2. Состязательность. Мы настроены на победу, поэтому ведется постоянный учет результатов работы каждого и определяется лидер. Систему подсчета баллов устанавливает ведущий, за исключением тех случаев, когда он поручает это делать самой группе или отдельным участникам.
    3. Самостоятельность в подведении итогов. Мы ответственные люди, поэтому все самостоятельно подсчитывают сумму баллов за каждый этюд, каждое упражнение, определяют итоговую сумму полученных баллов, вычитая из нее штрафные, и свое место в группе. Для этого на протяжении всего тренинга заполняется специальная ведомость учета результатов работы. Это позволяет в любой момент видеть свой результат. Пример заполнения ведомости:
      Дата Название упражнения Сумма баллов Штраф, в баллах Итого Подпись
            - 3  
          1 - 4  
          - 1 3  
      Графа "Подпись" заполняется лишь в отдельных случаях по указанию ведущего.
    4. Использование системы штрафов. Для упорядочения работы группы и повышения эффективности занятий предусматриваются следующие штрафы:
      • за опоздание на занятие или с перерыва на 1 минуту - 1 балл,
      • за неконструктивный вопрос - 1 балл,
      • за последнее место в упражнении или этюде - 2 балла,
      • за предпоследнее место в упражнении - 1 балл и т.д.
      Учащиеся вправе самостоятельно вводить новые штрафные санкции.
    5. Ведущий всегда прав! Несмотря на то что атмосфера социально-психологического тренинга очень доброжелательна, способствует творчеству и активности, решение ведущего подлежит обжалованию только после занятий (в устной форме или в письменной при ответе на вопросы заключительной анкеты).

    Рекомендации ведущему. На все вопросы вы даете ответы. Предложения об изменении правил или добавлении новых обсуждаются коллективно. Ваша задача - разъяснить участникам, что данные правила необходимы для формирования привычки систематически планировать свою деятельность и наблюдать за изменением ситуации, отработки приемов отслеживания хода работы и анализа показателей результативности своей деятельности.

    Затем должно быть проведено поименное принятие окончательно согласованного текста правил, которыми и будете руководствоваться вы и группа на протяжении всего тренинга. Правила записываются на отдельном листе бумаги, который подписывается каждым участником. Лишь после этого участник становится членом группы.

    Психологический комментарий. Обсуждение и принятие правил настраивают обучающихся на предстоящую работу, помогают осознать, что предстоит большой и долгий путь, не всегда приятный и легкий.

  3. Зачем я группе

    В начале этого упражнения стулья стоят в центре комнаты по кругу. Количество стульев и участников должно быть одинаковым. Люди стоят за пределами круга. Ведущий обращается к ним: "Для этого упражнения мне нужно несколько человек. Зачем и в чем будет состоять упражнение - я скажу позже. А теперь желающих прошу войти в круг и сесть на стулья". Кто сделал первый шаг (3-5 человек), вошел в круг и сел на любой свободный стул получает максимальный балл - 5.

    Все остальные по очереди доказывают свою нужность группе. Для этого каждый, войдя в круг, должен ответить на вопрос: "Чем я могу быть полезен группе?" Те, кто находится в круге, оценивают ответ на вопрос, используя 5-балльную шкалу, простым большинством голосов. Тот, кто получил 1 - 5 баллов, садится на любой свободный стул, а тот, кто - 0, имеет право повторить попытку. Если и со второй попытки у него ничего не получилось, группа не видит пользы от него, человек становится лишь кандидатом и сидит за пределами общего круга. Он имеет право в любой момент (когда почувствует внутреннюю готовность) повторить попытку - войти в общий круг, ответив на тот же самый вопрос.

    Система оценки - от 0 до 5 баллов. Все, получившие от 1 до 5 баллов, сразу записывают свой результат в ведомость учета результатов работы.

    Рекомендации ведущему. После этого и практически всех других упражнений и заданий вы начинаете трудиться в режиме рефлексии, т.е. осмысления того, что произошло, и позиций и действий каждого. Сначала вы сами задаете всем наводящие вопросы: "Что произошло во время упражнения?", "Что помешало тебе сделать шаг первым?", "Почему ты не смог убедить группу в своей нужности?", "В чем причина? Тебе не хватает слов, смелости, смущает присутствие кого-то, слишком пристальное внимание со стороны группы? Что еще? Если у тебя все получилось, хорошо! Но что помогло сделать первый шаг? Смог бы ты еще раз убедить своих товарищей? В другой ситуации смог бы поступить так же? Какие аргументы еще можешь привести? Подумай". Главное - настроить ребят на постоянное осмысление происходящего на занятиях, на анализ ситуации, действий других людей и своих собственных: "Почему? Как можно сделать более эффективно? Что мешает продуктивной работе?" В ходе общей рефлексии нужно давать высказаться всем желающим. Заставлять нельзя, но и торопить тоже не следует.

    Психологический комментарий. Одной из отличительных особенностей делового человека является умение четко и конкретно формулировать цель в зависимости от ситуации и с учетом перспективы. Упражнение решает именно эту задачу - научить членов группы самостоятельно четко и конкретно формулировать свои цели на период тренинга.

  4. Хозяин

    Предприниматель - хозяин своего дела! Вы готовы продемонстрировать и аргументировать это? Тогда сделайте так, чтобы все почувствовали, что вы здесь хозяин. Именно вы, здесь и теперь! Итак, ваши действия.

    Участники по очереди (по мере психологической готовности) выступают в роли хозяина ситуации. Группа оценивает действия каждого по шкале - от 0 до 3 баллов. Если кто-то получает 0, то после всех имеет право выступить еще раз.

    Рекомендации ведущему. Еще раз подчеркнем, что участие в упражнениях добровольное. Кто не принимает участия в упражнении, тот штрафуется, т.е. записывает в свою ведомость 2 штрафных балла.

    Психологический комментарий. Это упражнение - своеобразный тест на готовность рискнуть, сделать шаг навстречу себе, преодолеть самого себя, свой страх, внутреннюю неуверенность. Многим оно дается с большим трудом, поэтому его можно повторить на следующих занятиях.

  5. Самоанализ

    Умение анализировать свои действия присуще любому предприимчивому человеку. Мы начнем с анализа собственных качеств. Возьмите чистый лист бумаги и в течение 5 минут индивидуально дайте не менее 5 ответов на каждый из вопросов:

    1. Какие качества и умения помогают вам быть предприимчивым человеком?
    2. Какие ваши привычки и качества мешают вам проявлять предприимчивость?

    На втором этапе вы объединитесь в микро группы по 4 - 5 человек и приступите к обсуждению ответов на оба вопроса, которые перед этим будут зачитаны. При необходимости каждый комментирует свои ответы. Время на эту работу - 10 - 15 минут. Затем вы самостоятельно оцениваете свою работу по 5-балльной шкале, сравнивая глубину и искренность своих ответов и ответов других членов микро группы. Балл записывается в ведомости. На третьем этапе мы снова сядем в большой круг и обсудим первых два этапа этого упражнения в режиме рефлексии.

    Рекомендации ведущему.Вы должны приготовить для участников чистую бумагу, ручки, карандаши. Обратите внимание на необходимость индивидуальной работы над вопросами на первом этапе. На это время целесообразно включить тихую музыку, которая хорошо настраивает на размышления о себе самом. Желательно использование музыкального фона на протяжении всех занятий, особенно в те моменты, когда идет серьезная индивидуальная работа над собой.

  6. Моя минута

    Точное чувство времени является свидетельством адекватного восприятия действительности и высокой работоспособности человека. Предпринимателю нужно и то, и другое. Проверим вашу работоспособность. Прошу всех приготовиться, сесть свободно, расслабиться, закрыть глаза и слушать меня. По моему сигналу (хлопок в ладоши или команда "начали") все одновременно начинают отсчитывать про себя одну минуту, т.е. считать до 60.

    Рекомендации ведущему. Вы следите за временем по часам и ровно через одну минуту даете отбой (вновь хлопок или команда "закончили"). Каждый запоминает число на момент команды. Затем вы комментируете результат: если участник закончил счет на числах 57 - 63, это свидетельствует о его высокой работоспособности в данный момент. Этот этюд целесообразно проводить на каждом занятии (в начале, середине и в конце).

  7. Моя предприимчивость

    Предприниматель - это независимый человек, но он не может игнорировать мнение окружающих людей о себе. Его необходимо знать для дела. Давайте попробуем провести мини социологический опрос членов группы. Для этого заготовьте опросный лист:

    Тренинговое имя Мнение, в баллах Подпись опрашиваемого
    1.    
    2.    
    3.    

    После того как сделаны опросные листы, объявляется тема опроса - "Предприимчивость". Каждый из вас должен подойти к возможно большему числу участников и задать один и тот же вопрос: "Как ты думаешь, я предприимчивый человек?" Тот, к кому обратились, может и не отвечать, ведь ему самому нужно собрать как можно больше мнений о себе. Но если он решается ответить на этот вопрос, то нужно давать оценку по следующей шкале:

    2 балла - ты очень предприимчивый человек;
    1 балл - ты предприимчивый человек, но есть более предприимчивые люди;
    0 - я тебя совсем не знаю с этой стороны;
    - 1 балл - ты непредприимчивый человек, но есть более непредприимчивые люди;
    - 2 балла - ты совсем непредприимчивый человек.

    Вы оцениваете другого, исходя из своих представлений об этом человеке. Оценка сразу записывается в опросный лист того участника, который ее получил. Не забудьте вместе с оценкой в баллах получить и подпись опрашиваемого. Если нет подписи, то данный балл не будет засчитан. На весь опрос дается максимум 3 -5 минут. Затем все подводят итоги, суммируя полученные баллы (с учетом знака "+" или "-").

    Рекомендации ведущему. После окончания опроса вы просите участников проранжироваться по убывающей, т.е. встать в одну линию, начиная с того, кто получил максимальное количество баллов, и кончая тем, у кого самая маленькая сумма баллов. Последний и предпоследний члены группы в ранге штрафуются. Все участники фиксируют полученные баллы в своей ведомости.

    Во время опроса запрещается ставить оценки друг другу. В ходе ранжирования может возникнуть ситуация, когда несколько человек имеют одинаковую сумму баллов. Они могут встать друг за другом или, что более предпочтительно, в общий ранг. Если кто-либо из членов группы подходит со своим опросным листом к вам, вы вправе высказать свое мнение, оценив в баллах предприимчивость обратившегося.

    Психологический комментарий. Процедура выборов помогает участникам преодолеть внутренние барьеры, скованность, страх перед партнером. Кроме того, это своеобразная практика общения с различными людьми.

  8. Подведение итогов

    Суммируйте полученные баллы. Теперь мы соберемся в большой круг, но по принципу ранжирования. Рядом со мной, справа от меня, садится тот из вас, у кого по итогам этого занятия больше всего баллов. Следующим - другой участник с чуть меньшим результатом и т.д. В итоге получается "ранжированный круг", в котором справа от меня - лидеры прошедшего занятия, а слева - аутсайдеры. Прошу всех по очереди, начиная с лидеров, поделиться своими соображениями о состоявшемся занятии. При этом каждый обязательно должен ответить на вопросы: "Почему я на этом месте? Что я сделал (не сделал), чтобы быть первым?", "Над чем мне еще надо поработать? Что я должен сделать?"

    Рекомендации ведущему. Дайте возможность желающим поделиться тем, что они хотели бы высказать. Не торопите их, для этой процедуры отведите до 10 минут. Обратите внимание на тех участников, кто чувствует себя неловко, неуверенно, отрешенно. К ним нужно обязательно подойти после занятия. Напомните ребятам о месте и времени следующего занятия, перечислите, что нужно принести для работы. Визитки с тренинговыми именами лучше оставить у себя, иначе многие забудут их дома. В ходе высказываний необходимо следить за тем, чтобы все давали конкретные ответы на вопросы. В случае необходимости напомните им еще раз содержание прошедшего занятия.

  9. Заключительная рефлексия.

    Сайт создан в системе uCoz